г. Краснодар, ул. Северная, д. 326

Аналитика работы Росреестра в 1 полугодии 2019 года

Аналитика работы Росреестра в 1 полугодии 2019 года

В 1 полугодии 2019 года государственные инспекторы по земельному надзору Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) выявили почти 80 тыс. нарушений законодательства, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период 2018 года. За отчетный период ведомством проведено более 99 тыс. проверок, что незначительно меньше, чем в первом квартале 2018 года. К числу наиболее частых нарушений относятся самовольное занятие земельного участка, а также неиспользование земельного участка или его использование не по назначению.

Для выявления признаков нарушения земельного законодательства Росреестр применяет административные обследования участков. Такие обследования проводятся дистанционным способом без участия собственников участка. Для проведения обследований ведомство использует пространственные данные, в том числе и полученные с помощью летательных аппаратов. В случае выявления в ходе административного обследования признаков нарушений земельного законодательства Росреестр имеет право провести внеплановую проверку, по итогам которой инспектор по использованию и охране земель выносит соответствующие постановления и предписания.

В 1 полугодии 2019 года Росреестром проведено более 58 тыс. административных обследований. Из общего числа проверок в 1 полугодии 2019 года 15,7 тыс. проверок проведено по результатам административных обследований, в результате которых выявлено 13,8 тыс. нарушений.

В результате реализации мероприятий по государственному земельному надзору в 1 полугодии 2019 года к административной ответственности привлечено более 36 тыс. нарушителей (в первом полугодии 2018 г. – более 33 тыс. нарушителей), наложено административных штрафов на сумму около 455 млн рублей (в первом полугодии 2018 года – более 445 млн рублей).


Необходимо отметить, что особое внимания Росреестра уделено юридическим лицам. Так в зоне особого контроля находятся объекты недвижимости, на которых по выведенной статистике, наиболее часто совершаются нарушения норм законодательства. Под особым контролем были взяты земельные участки с видом разрешенного использования для жилищного и гаражного строительства, а так-же лесного фонда и земли для ведения сельскохозяйственной деятельности. Особый надзор на данные категории земель обусловлен их открытостью и легкодоступностью, поэтому при проведении проверок инженеры не сталкиваются с трудностями и не применяют летательные аппараты.

Так-же надо отметить, что при выявлении приведенных выше правонарушений кадастровыми инженерами должна быть проведена проверка и составлен протокол, который должен содержать:

  • Дата место и время составления протокола; 
  • Фамилия и инициалы лиц, присутствующих при составлении протокола;. (Нужно обратить внимание на то, что при проведении осмотра с стороны бюджетного учреждения должен присутствовать эксперт) 
  • Подпись лиц, в случае отказа проверяемого лица от подписи, это должно быть отражено в акте; 
  • Указание кадастровых номеров в отношении которых проводится проверка, сведений о них содержащихся в ЕГРН;

Согласно ст. 8.8 Коап размер штрафа накладываемое на лицо, зависит напрямую от кадастровой стоимости объекта недвижимости. Так Законодатель предусмотрел наложение административного штрафа, ввиду его нецелевого использования для граждан в размере от 0,5% до 1% от кадастровой стоимости но не менее 10 000 (десяти тысяч) рублей, для юридических лиц от 1,5% до 2% от кадастровой стоимости но не менее 100 000 (ста тысяч) рублей.

При этом Законодателем было установлено, что в случае если на спорном земельном участке не установлена кадастровая стоимость до физические лица уплачивают штраф в размере до 20 000 (двадцати тысяч) рублей, для юридических лиц минимальный размер установлен 100 000 (сто тысяч ) рублей и максимальны до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Использование участка не по его целевому назначению, помимо наложение административного штрафа, может повлечь взысканию убытков с лица совершившего правонарушение. При этом органу выявившему данное нарушение необходимо доказать, что объекту недвижимости был причинен вред как природному объекту.

Обобщив судебную практику было видно применения судами помимо норм гражданского и земельного их взаимосвязь с нормами природоохранного законодательства, например ст. 77—79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Типичный пример можно привести, когда собственник на участке с разрешенным использованием для сельскохозяйственный угодий, возводит на нем гаражи либо складирует мусор. (Определение ВС РФ от 29.08.2017 по делу № А43-16958/2016).

Ежегодно актуализация кадастровой стоимости объектов недвижимости, становится все более значимой и необходимой для собственников. Исчисления налогов, оплата штрафов законодатель применяет значение стоимости занесённой в ЕГРН все чаще и в дальнейшем, на наш взгляд, потребность в приведении кадастровой стоимости равной рыночной будет только возрастать.

Заказать обратный звонок
Отправить запрос